В Нижнем Новгороде увеличилось количество «инвалидов» из-за нехватки парковочных мест

В часы пик водители паркуются на местах для инвалидов

Все мы часто бываем в торговых центрах, и каждый водитель сталкивался с проблемой, что приходится накрутить пару-тройку кругов по парковке в поисках свободного места. Бывает, что свободными оказываются только места для инвалидов. Стоит ли занимать такие места и чем это чревато? Ответы на эти вопросы попытался найти наш журналист.

Место для стоянки инвалидов обозначено специальным знаком или разметкой с изображением инвалидной коляски с человеком. Чаще всего знак дублируется разметкой (иначе сложно определить зону действия знака).

В будний день ближе к обеду около торгового центра «Фантастика» припарковано более 100 машин, некоторые водители встают на места для инвалидов. Нижегородец, который приехал за покупками, припарковался довольно далеко от входа. Василий поделился с нашим корреспондентом:

«Я только несколько месяцев за рулем, не сталкивался еще с такой ситуацией. Вообще, если мне быстро надо будет зайти куда-то, то, думаю, что встану на это место, а если надолго, продукты закупить, как сейчас, то нет. Потому что это нарушение правил. Какое наказание не знаю. Других не осуждаю, это их дело.»

По закону нарушение правил стоянки транспортных средств в местах, отведенных для парковки инвалидов, карается штрафом в размере пяти тысяч рублей. Кроме того, автомобиль эвакуируется на штрафстоянку, что приведет к еще одной выплате в размере нескольких тысяч рублей.

Как забрать автомобиль со штрафной стоянки, если его эвакуировали с парковки:

— Устраните причину задержания авто (например, привезите оставленные дома документы).

— Получите протокол задержания (в дежурном отделе ГИБДД, работает круглосуточно).

— Получите разрешение о возврате машины. Как правило, с разрешением Вам дадут и квитанцию о штрафе.

— Заберите свой автомобиль со штрафстоянки, предъявив эти документы. Не обязательно оплачивать штраф перед тем, как забрать машину, по закону это нужно сделать в течение 30 дней.

Однако, несмотря на наказание, некоторые водители занимают места для парковки инвалидов.

Прокомментировать ситуацию согласилась Светлана Волкова (фамилия изменена), водитель с многолетним стажем:

«Видела, не одобряю. Сама так не делаю, просто паркуюсь дальше. Почему? Я считаю, что никогда не надо говорить, что болеешь, если не болеешь, чтобы не привлекать к себе несчастье, здесь аналогично. Хотя, если честно, я иногда в недоумении, зачем делают столько этих самых парковочных мест для инвалидов. Иногда получается, что они пустуют, а остальная парковка вся забита. Как будто единовременно могут приехать парковаться несколько десятков людей с ограниченными возможностями. Видимо, есть определенный норматив по пропускной способности, и, соответственно, количество мест из этого рассчитывается. Логично все, конечно, но на практике не правдоподобно.»

Действительно, более 10% мест на парковке предназначены для инвалидов и отмечены специальным знаком и разметкой. Есть ли реальная необходимость создавать столько парковочных мест для людей с ограниченными возможностями?

На этот вопрос в эфире программы «Хэштег» ответил зам. председателя Тюменской областной организации Всероссийского общества инвалидов Андрей Бекиров: «Подсчёты показали, что в России в течение долгого времени количество инвалидов составляет около 10% от общего населения. В эти 10% входят инвалиды всех групп – первой, второй, третьей, в том числе дети-инвалиды. Парковки выделены на все 10% инвалидов, включая третью группу. Но получается, что по одному закону они есть, выделены и созданы, а по Правилам дорожного движения пользоваться такими местами инвалиды третьей группы не могут. Здесь, мы считаем, есть перегиб. Приведу простой пример: слабослышащий или глухой человек со второй группой инвалидности может свободно передвигаться. В принципе, ему специальная парковка, может быть, и не нужна. Инвалид же третьей группы с ампутацией ноги, который передвигается на протезе и с тросточкой, не имеет права не только парковаться на месте для инвалидов, но даже устанавливать на машину знак «Инвалид».»

Таким образом, получается, что число таких мест явно избыточно. Позволяет ли это водителям занимать стоянку для инвалидов?

За разъяснениями наш журналист обратился к заместителю начальника пресс-службы УГИБДД России по Нижегородской области подполковнику Мацкевич Дмитрию Станиславовичу:

«За нормативы по количеству обязательных мест для инвалидов отвечает администрация местного уровня, насколько я помню, таких мест около 15-20%. Правило устанавливаем не мы, если это предусмотрено ГОСТом, то должно выполняться, закон есть закон. А мы только следим за его выполнением.

Явление это не редкое, штрафов выписывается много. Сейчас, с развитием системы охраняемых стоянок, проверки проводятся довольно часто, автомобили перемещаются на штраф стоянку и выписывается штраф за административное правонарушение. Но невозможно быть одновременно везде. К сожалению, не все обращают внимание на знаки и нарушают правила. Как происходит проверка: если стоит автомобиль без специального знака, и водителя нет на месте, вызывается служба для эвакуации транспортного средства, затем выписывается штраф. Если водитель присутствует, у него запрашивают документы, подтверждающие инвалидность. Если на автомобиле инвалида нет соответствующего знака, его тоже могут эвакуировать. Такие случаи бывали неоднократно, поступали жалобы в ГИБДД. Но у сотрудников нет способа определить, что автомобиль принадлежит инвалиду без опознавательного знака. Базы с номерами машин нет, т.к. есть много нюансов: например, инвалид попросил друзей отвезти его куда-то.»

Как известно, инвалидность подтверждается несколько раз в год. Человека могут ставить на учет, потом снимать, потом снова ставить, отследить это практически невозможно.

К тому же, инвалидность бывает временная и постоянная. Поэтому создать единую базу всех инвалидов сложно. Оформить машину (одну на семью) в качестве перевозящей инвалида можно в многофункциональных центрах. Государственный номер автомобиля вносится в базу данных. Хотя не всем понятно, где эта база, и кто имеет к ней доступ. По крайней мере, не все сотрудники ГИБДД о ней знают, и при проверке на парковке не пользуются.

Правила эвакуации автомобилей на штрафстоянку гласят, что автомобили инвалидов или перевозящие их должны быть оборудованы специальными знаками. В этом случае транспортное средство не подлежит эвакуации с парковочного места. Инспектор патрульной службы имеет право запросить у водителя документы, на основании которых он пользуется специальным знаком. Если автомобилист не предъявит их по первому требованию, знак будет считаться установленным незаконно. Сотрудники Госавтоинспекции имеют право забрать автомобиль, если водитель отсутствует или не может до отправки эвакуатора доказать свою невиновность. После эвакуации доказывать невиновность придется уже в суде.

Напомним, что в ноябре 2015 года сотрудники ГИБДД эвакуировали автомобиль, в котором находилась слепая женщина-инвалид, об этом сообщалось в программе «Кстати». Сотрудники утверждали, что женщину не заметили. О пассажире в эвакуированной машине им сообщили водители встречных автомобилей. О том, какой стресс пережила пожилая женщина, и так обделенная жизнью, можно только догадываться.

Еще один автомобилист с 5-летним стажем, Александр, поделился своим мнением:

«Буду долго сомневаться, парковаться ли на этом месте, все зависит от ситуации. Часто у ТЦ «7е небо» это можно видеть. Проблема в том, что мест для инвалидов объективно слишком много, кажется, что они занимают треть парковки. Понятно, что есть какие-то нормы на количество мест, но нет у нас столько инвалидов и даже по закону вероятности, вряд ли сразу столько людей с ограниченными возможностями приедет. Я могу понять причину, почему люди ставят туда свои машины. Это не потому, что они плохие (хотя, некоторые и просто так встают). Разве реально есть проблема, что инвалидам не хватает мест для парковки? В Москве были случаи, что люди покупали включение в реестр инвалидов и наклейку, чтобы бесплатно парковаться (там парковка 100 рублей в час стоит).»

В Москве, как выяснилось, можно «инвалидность» покупать, сообщает novayagazeta. Коммерческий абонемент, позволяющий оставлять машину в пределах Садового кольца, стоит 120 тысяч рублей, Бульварного — ​250 тысяч. А парковочное разрешение для инвалида позволяет оставлять машину в любой точке города бесплатно. В том числе и в самых «престижных» районах «нерезиновой» Москвы. Инвалидность 2-й группы можно купить за 200 тысяч рублей. Через год «вложение» окупится.

Замначальника пресс-службы УГИБДД подполковник Мацкевич рассказал нашему журналисту, как можно уличить нарушителя:

«Если специальные системы фиксируют нарушения, мы можем выписать штраф. Если же просто какой-то гражданин пришлет фото припаркованного автомобиля, процедура будет не тривиальной: с него потребуется информация о себе, о времени и месте инцидента, четкое фото, где видно правонарушение и номерные знаки автомобиля нарушителя. Далее свидетеля и водителя вызовут для дачи показаний. И только после проверки всей информации могут выписать штраф. Сейчас рассматривается проект системы, в которой люди смогут зарегистрировать свой смартфон. У проверенных зарегистрированных граждан будет возможность присылать фото правонарушений, и это будет основанием для выписывания штрафа.»

В заключение эксперт отметил: «Многие жалуются на большое количество мест для инвалидов и на то, что они расположены около входа. Но ведь здоровому человеку не составит труда пройти несколько шагов, а для инвалида это может быть проблемой.»

В Нижнем Новгороде вопрос с парковками стоит не так остро, как, например, в Москве, поэтому нет необходимости без веской причины занимать места для инвалидов. Пусть вероятность и мала, что сразу все они  окажутся заняты людьми с ограниченными возможностями, но, все же, существует вероятность, что человеку с ограниченными возможностями будет негде припарковаться. Лучше уж порадоваться тому, что места эти предназначены не для вас, и проехать мимо. Они многое отдали бы, чтобы у них была возможность пройти несколько лишних метров, лишь бы не быть инвалидами.

 

 

Сохранить

© Ирина Захарьина
Share

Leave a Reply