Тим лидер или скрам мастер?

Раньше были лидеры команды (тим лидеры), а с приходом Scrum появились Scrum master-а. В чем их отличие? И кто лучше?

В статье я буду ссылаться на свой 10-ти летний опыт работы (в одной компании, но в разных проектах, с разной направленностью и спецификой).

В задачи стандартного тим лидера входило:

  • Получать задачи от менеджера проекта
  • Прояснять приоритеты, если они не очевидны
  • Разбивать задачи на подзадачи при необходимости
  • Распределять задачи между участниками команды
  • Осуществлять регулярный контроль выполнения
  • Проверять задачи на завершенность (если тим лидер одновременно выполнял и роль технического лидера, то еще всевозможные ревью, в противном случае эти ревью он назначал внутри команды)
  • Подсвечивать риски, предупреждать менеджера о проблемах
  • Давать обратную связь о сотрудниках

Теперь посмотрим на обязанности скрам мастера, согласно Scrum Guideline:

  • Отвечает за то, чтобы Скрам был понят всеми участниками и работал. Обеспечивает выполнение этого правила,наблюдая за тем, чтобы все участники команды придерживались теории, практик и правил Скрама.
  • Является слугой-лидером для Скрам Команды. Помогает создать обстановку, оптимальную для того, чтобы команда работала с наибольшей эффективностью. Помогает устранять препятствия в работе команды на пути достижения результата.
  • Помогает людям, не входящим в состав Скрам Команды понять, какие взаимодействия со Скрам Командой̆ являются полезными, а какие — нет. Помогает каждому изменить эти взаимодействия для увеличения ценности, созданной командой.
  • Коучит Команду Разработки в самоорганизации и кросс-функциональности.
  • Помогает Команде Разработки создавать продукты высокой̆ ценности.
  • Помогает сотрудникам компании и заинтересованным лицам понять и запустить Скрам и принципы эмпирической разработки.
  • Выступает инициатором изменений, которые повышают продуктивность Скрам Команды.
  • Работает совместно с другими Скрам Мастерами для повышения эффективности использования Скрама в организации.
Скрам Мастер во многом помогает Владельцу Продукта, в том числе:
  • Находит методы эффективного управления Беклогом Продукта.
  • Помогает Скрам Команде создавать лаконичные и понятные элементы Беклога Продукта.
  • Убеждается в том, что Владелец Продукта знает, как упорядочить Беклог Продукта, чтобы максимизировать Ценность.
  • Понимает и практикует гибкие методы разработки и управления.
  • Выступает фасилитатором мероприятий Скрама.
Основное отличие в стиле управления, вернее, не управления (ведь скрам мастер не управляет), а в способе работы с комадной: тим лидер директивно руководит и контролирует, скрам мастер коучит и создает среду.
Всегда ли такой подход будет работать?
У нас до сих пор (уже лет 8 назад в компанию пришли гибкие методологии разработки) нет ни одного 100% скрам мастера. Идея скрама базируется на создании супер-команд:
  1. Команда Разработки состоит из профессионалов, выполняющих работу по разработке потенциально “Готового” к выпуску Инкремента продукта каждый Спринт.
  2. Инкремент создают только члены Команды Разработки.
  3. Команды Разработки формируются организацией, им дают полномочия самим организовывать свою работу. Получаемая в результате синергия усиливает продуктивность и эффективность работы Команды Разработки.
  4. Команды Разработки обладают следующими характеристиками:
    — Они самоорганизованные. Никто (даже Скрам Мастер) не может указывать Команде, каким образом создавать Инкременты работающей функциональности из Беклога Продукта.
    — Команды Разработки — кросс-функциональны, обладают всеми навыками, необходимыми для разработки Инкремента продукта.
    — Скрам не признает никаких других должностей в Команде Разработки, кроме как Разработчик, невзирая на вид работы, выполняемой человеком; у этого правила нет исключений.
    — У Команды Разработки нет подкоманд, которые бы выполняли отдельные функции, как, к примеру, команда тестирования или бизнес-анализа.
    — Отдельные члены Команды Разработки могут владеть специализированными знаниями в различных областях, однако ответственность лежит на всей Команде Разработки в целом.

Какие встречаются проблемы:

Команда профессионалов

Часто у нас встречались не команды, а группы индивидуальностей. Поэтому делегировать ответственность в такую команду, где каждый сам за себя, невозможно. В первую очередь надо сделать команду команду, создать атмосферу безопасности и открытости. Про это (построение команды) я напишу отдельную статью.

Самоорганизованные команды

Люди не привыкли брать на себя ответственность. Задачи им дают, результат за ними проверяют. Они оказываются не готовы к такой ответственности — самим распределять себе задачи, ставить цели, планировать и отвечать за результат. В одной из команд, когда мы только начинали внедрять скрам, в одном из первых спринтов, задача по написанию и прогону тестов была разделена между тремя разработчиками. В итоге мы получили сломанные тесты на главном бранче. От разработчиков я услышала следующее: «Мы не виноваты, нас просто никто не организовал и не проверил». Самоорганизация работает сложно и на более высоких уровнях, последний пример: мы сейчас организуем различные Community of Practice, в том числе для систем менеджеров (самых умных и ответственных людей в проекте, отвечающих за качество и развитие продукта), дали им бэклог задач, объяснили ожидания и решили посмотреть, как они сами организуются. Как вы думаете, какой результат? Они не организовались, каждый брал задачу из бэклога. Потому что каждый думал — а почему я должен брать ответственность на себя и организовывать всех?

Кросс-функциональные команды

У нас все команды были разделены по функциональности. И в больших проектах было довольно сложно собрать команду, которая покрывала бы все экспертизы. Все равно приходилось привлекать людей из других команд. Да, начинали учить по несколько модулей. Но при этом был риск потерять глубину экспертизы (когда каждый знает поверхностно, а ответственных за качество модуля нет). Поэтому приходилось вводить новые роли типа Module Guardian, люди, ответственные за наращивание и поддержание экспертизы в данном модуле, отвечающие за его качество, вовлекающиеся во все ревью.

Скрам мастер — коуч

Очень мало людей, готовых понимать идеологию и коучить других людей (не приказывать им, что делать, а именно медленно и методично развивать в них правильное видение процесса, целей и т.д..). Объяснять им основные правила самоорганизованных команд, растить профессионализм команды. Т.е. не фокусироваться на распределении задач, а сделать так, чтобы команды могли сами ставить себе задачи. Тут очень часто встречаю вопрос самих тим лидеров: зачем вообще это надо? Программисты пришли программировать, почему они должны себе еще ставить цели, если это задача тим лидеров? Т.е., понимаете, скрам — это совсем другая идеология, другой подход к работе команды. Так просто взять и поменять название у роли не получится.

Пока эти проблемы не решены, идея скрам мастера не приживется, люди пока не готовы работать без палки. Сначала надо инвестировать время в построение команды, в создание соответствующей атмосферы, в привитие правильного майдсета. А потом уже можно уменьшать директивные функции тим лидера и делать его скрам мастером.

© Ирина Захарьина
Share