Поиск и выбор учителя, часть 1: типы учителей и учеников

Я убеждена, что все ответы есть в нас самих. Да вот только стереотипы общества, система образования, шаблоны и программы из детства, ложные идеалы из масс медиа…, — все это способствовало тому, что мы перестали слышать свой голос. И не так-то просто услышать его вновь.

Многие люди чувствуют неудовлетворенность собственной жизнью, вроде бы все есть, а счастья нет. Это мотивирует их искать ответы и учителей.

Учителя бывают разные, одному подходит один, другому другой.
Для себя я их разделяю на следующие категории:

— Опытные
Люди, которые прошли какой-то путь, сделали (делают) какой-то шаг или добились какого-то результата и теперь рассказывают о том, как они это сделали, что они пробовали, что им помогло или не помогло. И объясняют другим, как пройти этой же дорогой, какие камни лучше обойти. Они могут, в том числе, опираться на опыт тех людей, которым помогли.

— Счастливые
Те, у которых в принципе все хорошо в этой области, и никогда плохо не было. Они рассказывают о своем образе мышления и как они добиваются того, чтобы не скатываться в плохо. Или просто вдохновляют своим примером.

— Теоретики
Хорошо изучили и знают теорию, могут суммировать опыт других людей и кратко и емко его изложить. Но сами не делали на практике того, о чем говорят и чему учат.

— Рассказчики
Не изучали теорию, что-то где-то слышали, сами не делали, но очень убедительно и уверенно врут. И не сразу таких можно распознать. У них можно поучиться уверенности в себе )

— Среди всех вышеперечисленных можно еще выделить уверенных (считающих, что их теория — единственна верная, может быть только так и не иначе, предлагающих вам полностью изменить себя = себе) и сомневающихся (которые понимают, что путь у каждого свой, и они лишь делятся своим опытом, давая вам информацию для размышления).

— Книги
— Фильмы
— Статьи, истории других людей, посты в блогах
— Общение, отношения

Ученики тоже бывают разные:

— Ожидающие готовых решений и советов, как жить, и готовые искать ответы и решения в себе.
— Не готовые воспринимать информацию (либо не осознавшие, что есть проблема, либо считающие, что лучше других все знают) и готовые впитывать, как губка.
— Спорящие и отвергающие, отрицающие все, что им предлагают, потому что слишком страшно заглянуть в себя и что-то изменить, и осознанно принявшие решение меняться.
— Такие, кому надо разжевать и положить в рот, проработать индивидуально, и уже настолько готовые решать свой вопрос, что им случайной фразы, подсказки может быть достаточно, чтобы увидеть в ней ответ.

Чтобы процесс обучения эффективно состоялся, необходимо, чтобы сошлись ученик, готовый учиться (пустой сосуд) и подходящий для него учитель, способный донести знания в нужной форме. У ученика должны быть соответствующие стартовые знания и навыки (ведь учитель, чаще всего, рассказывает, как он поднялся на одну ступень в конкретной области, а не про весь свой путь, с нуля). И очень важно найти именно своего учителя, к которому вы будете чувствовать уважение и доверие. Если его манеры и стиль изложения информации, голос вызывают у вас раздражение и неприязнь, скорее всего, вам будет сложно усваивать информацию.

Помните, в «Кунг-фу панда», у По никак не получалось освоить кунг-фу. До тех, пока мастер Шифу, во-первых, не поверил в своего ученика, и, во-вторых, не нашел эффективный способ донести знания — пельмешки )

Ищите своих учителей и пусть новые знания помогут вам сделать жизнь еще лучше и счастливее.

PS А какие типы учителей вам ближе?

© Ирина Захарьина
Share

Leave a Reply