Не рычите на собаку, Карен Прайор

Каждый менеджер расскажет вам, что его сотрудники делают плохо. Каждый раз мы замечаем ошибки и указываем на них. А когда сотрудники работают хорошо, считаем, что это так должно и быть, ведь им за это платят зарплату. Как часто вы хвалите своих сотрудников? А ведь похвала — это гораздо лучший мотиватор, чем критика.

Эта книга о дрессировке животных и людей. По мнению автора, можно любого человека (и животное) научить чему угодно (если это не противоречит физиологическим особенностям). Ведь даже морских коньков можно дрессировать.

Карен Прайор – очень опытный и уважаемый дрессировщик, она работает со многими видами животных: дельфинами, игуанами, собаками, обезьянами…. Но по ее мнению, «дрессировать» можно не только животных.

Например, вы хотите отучить своего соседа по общежитию от вредной привычки разбрасывать грязные носки, или хотите приучить детей не капризничать в дороге, или хотите, чтобы Ваши родственники чаще звонили Вам по телефону… Всему этому можно «научить».
Карен Прайор описывает несколько метод воздействия: наказание, отрицательное поощрение и положительное поощрение. Наиболее продуктивным является положительное поощрение.
Отрицательное поощрение и наказание часто не действуют или даже провоцируют нежелательное поведение. Положительное поощрение лучше всего действует и на животных, и на людей.
Когда надо научить, например, цыпленка танцевать, дрессировщик наблюдает за цыпленком и когда тот начинает движения в правильном направлении, дает ему зернышко. И так постепенно вырабатывает у цыпленка желание двигаться в нужном направлении. Положительное поощрение, впоследствии, можно ассоциировать с каким-то сигналом, и тогда можно цыпленок будет танцевать по сигналу.

Мне понравилась игра, которую описывает Карен, в нее можно поиграть с сотрудниками на тимбилдинге или с друзьями.

Есть обучаемый, обучающий и зрители. Обучаемый выходит из комнаты, остальные договариваются о каком-то действии. Затем обучаемый заходит, а обучающий должен навести его на это действие положительным поощрением. В качестве поощрения выступает свисток. Зрители не могут подсказывать.
Например, было загадано действие — подойти к стене и нажать выключатель. Обучающий должен поощрять каждое действие, приближающее к цели – поворот в сторону стены, шаг по направлению к выключателю, протягивание руки и т.д…

Как это применять в работе: когда не нравится, что сотрудник пропускает сроки и делает много ошибок в коде, нужно поощрять противоположные действия: когда он все делает качественно и в срок. А негативные проявления игнорировать. Наказание или отрицательное поощрение (например, ругань) могут вызвать обратный эффект (человек будет делать что-то на зло).

Книга очень интересная и познавательная, вы можете применить описанные в ней методы в своей повседневной жизни и на работе, и дома.

© Ирина Захарьина
Share